Любое общение малознакомых или вообще, незнакомых между собой людей, часто вызывает сложности в формировании своих мыслей и правильном их изложении. В отношении заказчиков и подрядчиков, особенно свадебных, мы можем вас обрадовать, что саму обстановку разряжает ожидание праздника, то есть наладить разговор у большинства все же получается с первых секунд. Как вообще должно выглядеть общение с клиентами свадебного фотографа с его и их стороны - и рассмотрим с позиции каждого.
Если вы - подрядчик
Все общение фотографа с потенциальным его клиентом можно разделить на три основных формата:
- личная встреча,
- телефонный звонок;
- звонки + переписка в социальных сетях или других видах удаленной связи.
Последние два варианта — это сугубо получение информации друг от друга, а вот личная встреча фотографа с клиентами дает более глубокое представление.
Мы настоятельно рекомендуем встречаться лично. Кроме скупого текста - вы видите человека, его эмоции, ощущаете интонацию, намек, ориентируетесь в содержании мимики и жестикуляции. В общем — это намного лучше и результативнее.
Итак, некоторые важные моменты общения свадебного фотографа с клиентом:
- Без фамильярности. Даже если потенциальный клиент - ваш бывший одноклассник - лучше обращаться на “вы” и употреблять официальную лексику. Он же будет оплачивать вам услуги не как старому знакомому, а как специалисту, свадебному фотографу. “Добрый вечер!”, “Хорошего дня!”, “Приятно познакомиться”, “Хорошо выглядите” - такого общения никто не отменял.
- Умение слушать. Априори, разговор должен вести именно клиент, а вы, свадебный фотограф, его внимательно слушать и давать четкие, конструктивные ответы на интересующие вопросы. Конечно, если возникла неудобная пауза, то можно её заполнить своими плюсами - демонстрацией снимков, атрибутики, которую вы предлагаете для съемки. Но ни в коем случае не стоит перебивать клиента, даже если вы с первых слов знаете ответ на его вопрос или категорически с ним не согласны.
- Уверенность в общении и не только. Будьте уверены в себе. Не стоит путать с самоуверенностью и развязностью. Кроме получения от разговора конструктива, у заказчика должен остаться приятный осадок по факту беседы с вами, а также уверенность, что вы - именно тот профессионал, которого они ищут.
- Оставайтесь благодарными. Обязательно стоит поблагодарить возможных клиентов за то, что они к вам обратились. Простыми, обычными, человеческими словами. Будьте искренними, ведь люди так часто ощущают наигранность.
- По имени. Обязательная составляющая любого общения, тем более с людьми, которые, прямо скажем, влияют на ваш уровень доходов, профессиональный имидж, популярность и так далее. Всегда помните, что любому человеку приятно, когда его называют по имени.
- Постлюдия. Отщелкать карту памяти на 8 Гб и пропасть на 3 месяца — это удел аматоров. Фотограф с клиентом должен регулярно общаться и быть на связи. Созвонитесь с заказчиком на следующий день после свадьбы (но не прям с утра), спросите о том, каковы у них впечатления, поблагодарите за проделанную вместе работу и расскажите кратко о своих планах на это. Всегда будьте открыты к общению с клиентами, даже когда очень, ну очень заняты. Это не только ваше имя, как фотографа, но и показатель, как воспитанного человека.
Мы рассказали об особенностях коммуникации свадебного фотографа со своими клиентами. Теперь рассмотрим обратную ситуацию.
Вы - клиент
Конструктивную коммуникацию обычными словами можно заменить на “предметный разговор”, и это значит, что при встрече или по телефону вы будете обсуждать только все то, что касается именно вашей свадьбы. Чтобы подготовиться к такому разговору, да и вообще узнать о тонкостях общения со свадебным фотографом, предлагаем такие рекомендации клиентам:
- будьте собой, и лучше, чтобы на встречу пришли жених вместе с невестой;
- подготовьте интересующие вас вопросы и зафиксируйте их, пронумеровав в блокноте;
- обращайтесь к фотографу вежливо, без лишнего официоза, но и без фамильярности - найдите “золотую середину”;
- не предлагайте заказывать алкогольные напитки, если встреча происходит в кафе;
- получив уже ответы на интересующие вас вопросы, не успев их самим задать фотографу - отмечайте в своем списке, чтобы экономить время и не повторяться;
- обо всем спрашивайте прямо, открыто, без стеснений.
Надеемся, что и у свадебного фотографа, и у его потенциальных заказчиков получится наладить конструктивную коммуникацию, придерживаясь рекомендаций от специалистов нашего портала Marry.ua. Успехов вам в общении, и будьте собой!